← свернуть обратно
Медицинские статьи: Психиатрия
Оглавление
Инфантилизм: явление и проблема

Инфантилизм: явление и проблема

Дети, недолюбленные в детстве, на всю жизнь остаются детьми.

Инфантилизм – явление универсальное. Оно присуще любому человеку – ведь мы все родом из детства. Латинское слово infantilis означает детскость. Термин «Инфантилизм» ввел в обиход французский невропатолог Эрнст – Шарль Ласег в 1864 году.

Инфантилизм у детей проявляется в сохранении черт поведения, присущих предыдущему этапу развития. И отчасти этому способствует гипертимия детского возраста – преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

Дети живут настоящим, их манит новизна. Им не сидится на одном месте - ведь вокруг так много интересного. Стремление к познанию ребёнок реализует в игре. А поскольку в психике ребёнка доминирует подсознание, то детские переживания отмечаются особой яркостью и насыщенностью. Интенсивность эмоций, сопровождающих игру, облегчает освоение окружающего мира и овладение навыками общения. Сильная симбиотическая привязанность ребёнка к матери и слабое стремление к самостоятельности отражается на адаптации ребёнка к условиям его существования и его поведении. Ребёнок в своем развитии может соответствовать возрасту, но при этом предпочитать роль ребёнка младше своего возраста и находить в этом удовольствие. Особенно если окружающий его мир кажется ему неприятным и пугающим. Тогда, сталкиваясь с трудностями, он не пытается справиться с ними самостоятельно, а ищет помощи у окружающих, тем самым возвращаясь на инфантильный уровень поведения.

Тенденция возвращения к привычному уровню поведения в новой для себя ситуации присуща каждому человеку. Но, осмотревшись и сообразив, что делать дальше, мы адаптируемся к ней. Так и ребёнок – преодолевая препятствие за препятствием – растёт и развивается.

Инфантилизм как проблема

Инфантилизм может быть частичным (при неадекватном отношении к ребёнку и неправильном его воспитании) и тотальным (при олигофрении).

Австрийский невропатолог Вильгельм Штекель в 1911 году установил, что инфантильность – следствие фиксации на инфантильной стадии развития.

Если в раннем детстве блокируется инициатива ребёнка, то навыки самостоятельности остаются несформированными. А задержка развития эмоционально-волевой сферы отрицательно сказывается на становлении личности. И если ребёнок теряет интерес к реальности, а своё предпочтение отдаёт игре, тогда инфантилизм становится проблемой, поскольку происходит задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременного целеобразования  и планирования. Она предопределяет задержку в развитии воли. Волевой компонент заложен в темпераменте, а он не развивается. Психическое развитие следует жесткой программе и упущенное по возрасту становится упущенным навсегда. А это очень печально, ведь этого можно избежать, если знать об этом заранее.

Вначале была мама…

Адекватное отношение к ребёнку – залог его развития.

Младенец и мать пытаются приспособиться друг к другу. Контакт между ними даёт возможность двум отдельным существам почувствовать себя единым целым. А ребёнку это необходимо ещё и для обретения собственной целостности. Окружение, отвечающее взаимностью, позволяет ребёнку обнаружить своё «Я» и научиться адекватно оценивать ситуацию.

Эмоциональное развитие отмечается волнообразным течением: спадами и подъёмами. Постепенное накопление информации и переход количества в качество сопровождается подъёмом с последующим возвращением на исходную позицию. Со временем колебание становится менее выраженным, но полностью не проходит. Постепенное накопление знаний о себе и об окружающем мире способствует приспособлению к условиям существованиям.

Ребёнок большую часть времени проводит с матерью. Но если мать эмоционально не уравновешена,не уверена в себе и беспокойна, то своей тревожностью и несдержанностью она негативно воздействует на ранимую психику ребёнка, вызывая в нём тревогу и беспокойство. Беспокойство матери провоцирует нежелательные поведенческие реакции малыша – непослушание, капризы, упрямство, стремление во что бы то ни стало стоять на своём, вплоть до истерик, а также ухудшения аппетита и сна. Потеря тесного эмоционального контакта, недостаток внимания и ласки влекут за собой отставание в развитии. Постоянные ограничения свободы ребёнка ведут в дальнейшем к социальной дезадаптации. Ребёнок, растущий под фрустрирующим воздействием доминирующей матери и испытывающий разочарования в эмоционально тусклом отце, при отсутствии достойных примеров для подражания заметно отстаёт от сверстников в развитии. Кроме того, значительно страдает его самооценка. Тогда срабатывает компенсаторный механизм и происходит уклонение от адекватной оценки реальности из-за несформированных навыков самостоятельности. Заниженная самооценка компенсируется завышенными требованиями к окружению и нежеланием взрослеть . Родители ребёнка, с одной стороны, отрицательно относятся к инфантильности своего дитяти, а с другой стороны, пользуются представленной возможностью управлять им и бессознательно не хотят, чтобы он взрослел. И если соответствующие меры не предпринимаются, инфантилизм сменяется личностной дисгармонией, а завершается акцентуацией характера или психопатией истерического типа.

Задача психотерапевта – помочь понять, что и почему происходит в душе ребёнка, чтобы вернуть его к реальности.

Инфантилизм можно сравнить с детской коляской, в которой вначале хорошо и комфортно, а потом тесно и совсем неудобно.

Жизнь понарошку или игра в реальность

Инфантилизм – это имитация детских эмоциональных состояний ради снижения уровня тревожности, защитная форма поведения, позволяющая на время облегчить тягостное состояние.

Инфантилизм не зависит от возраста – он встречается и в 7 и в 77 лет. Для его предотвращения необходимо четкое понимание причин его возникновения и настойчивость для их устранения. Но главное – сохранение интереса к реальности и стремление исправить допущенные ошибки.

Стремительный рост инфантилизма вызывает тревогу. Инфантилизация общества – одна из причин демографического спада – снижения рождаемости. Зачем детям свои дети, если они сами ещё дети… По подсчётам социологов, количество инфантильных женщин растёт быстрее, чем число инфантильных мужчин.

Как быть и что делать?

Особое значение имеет профилактика. Надо загодя думать о будущем своих детей и прививать им с молодых ногтей навык владения своими эмоциями.

Главное – не мешать их самостоятельному развитию.

Представить им возможность делать свои ошибки, чтобы они могли на своем опыте прочувствовать, когда и отчего бывает больно.

Научиться на ходить общий язык с другими детьми, прощать обиды и промахи, проще относиться к неприятностям, радоваться даже малым успехам, упорно следовать выбранной цели.

Чтобы воспитать личность – надо и самому быть личностью. И чем раньше вы начнёте относиться к своему ребёнку как к личности, тем раньше он станет ею. И помните: дети, недолюбленные в детстве, на всю жизнь остаются детьми.

Врач-психотерапевт

Детская поликлиника Литфонда

 





Статья подготовлена специально для medef.ru, клиника "Детская поликлиника Литфонда"

Врачи по Психиатрия

Alexsmirnov
Смирнов Алексей Викторович
Amitaus
Яковлев Сергей Валерьевич
boles
Болес Елена Никлаевна
irondoctor
Малахов Геннадий Петрович
профессор
efimkorn
Коренфельд Ефим Михайлович
все врачи по Психиатрия →
вставить зубной имплант
Авторизация
Восстановление пароля
Для того чтобы создавать сообщения, задавать вопросы и т.д., вы должны быть зарегистрированы. Если вы регистрировались, введите логин и пароль ниже. Если нет, пройдите несложную процедуру регистрации.