← свернуть обратно
Медицинские статьи: Неврология
Оглавление
Неврозы у детей

Неврозы у детей

Неврозы – наиболее распространенная форма детских расстройств. Термин «невроз» предложил шотландский врач Вильям Куллен в 1776 году. До этого в практике безраздельно доминировала истерия.

Невроз – греч. – нерв – нервное расстройство. Неврозы – это своего рода плата за прогресс, поскольку нагрузки на психику значительно возрастают. Дело в том, что эмоции человека изначально были направлены на мобилизацию организма и приспособление к условиям существования. Но в процессе эволюции происходит нарушение универсального механизма. Теперь же эмоции чаще подавляются или подгоняются под обстоятельства, а то и просто игнорируются и вытесняются, вследствие чего становятся причиной разрушительных процессов в организме человека. Невроз является защитой от реальности, к которой не удалось приспособиться иначе.

Психика ребенка отличается от психики взрослого преобладанием в ее функционировании первой сигнальной системы, подкорки над корой. В основе невроза – нарушение взаимодействия лимбической системы и коры головного мозга. Неврозам подвержены прежде всего дети с ярко выраженной индивидуальностью, нетерпимые к ограничению их спонтанной активности. Расстройства эмоциональной сферы сопровождаются дезорганизацией личности.

Понятие «личности» ввел в практику немецкий психолог Христиан Вольф в 1734 году. Личность ребенка находится в процессе развития, и поэтому особенно уязвима. Ребенок нуждается в постоянной любви и заботе, понимании своих проблем и участии в их решении. Без поддержки родителей ребенок полноценно развиваться не может. Задержка развития эмоционально-волевой сферы отрицательно сказывается на становлении личности. При невротическом развитии первичные личностные черты усиливаются до невротической акцентуации и при неблагоприятных обстоятельствах тяготеют к переходу в патологическое состояние.

Термин «акцентуация личности» предложил немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Если инициатива ребенка в раннем детстве блокируется, то навыки самостоятельности остаются несформированными. Ребенок вырастает неуверенным в себе. Неуверенность сопровождается беспокойством и тревожностью.

Тревожность – фундаментальная проблема нашего времени. Смутное беспокойство и готовность к восприятию любого события, как неблагополучного, - признак эмоционального неблагополучия. Понятие «тревожность» ввел в практику австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд в 1925 году. Повышенная тревожность негативно сказывается на работе внутренних органов. Психосоматические заболевания занимают первое место среди причин смертности. Поэтому так важно изучение влияния психогенных факторов на возникновение заболеваний. Определение «психосоматика» принадлежит немецкому врачу Иоганну – Христиану Хайнроту и датируется 1818 годом.

Современным неврозам присуща тенденция к затяжному течению. Кроме того, нервные расстройства со временем приобретают устойчивость и становятся чертами характера. Этому, прежде всего, способствует формирование у ребенка комплекса неполноценности. Понятие «комплекс неполноценности» ввел в лексикон австрийский психоневролог Альфред Адлер в 1907 году. Подавление чувств ребенка чревато утратой его связи со своим истинным «Я». Навязанный опыт не может быть отторгнут усилием воли. Но может быть изжит посредством невротического расстройства. Ведь невротические расстройства обратимы. Интеграции «я» ребенка способствует забота и поддержка близких, нормализация отношений в семье. Поэтому психотерапия ребенка проводится одновременно с психотерапией родителей, и прежде всего - матери. Ведь ребенок является отражением проблем матери, мешающих ей учитывать своеобразие своего ребенка, и вынуждающих ее навязывать ребенку свои представления, мешая его спонтанности и непосредственности. Психика матери невротичного ребенка отличается противоречивостью эмоциональной и рациональной ее частей, низкой самооценкой. Тревожный настрой связан с ее травматичным жизненным опытом. И чем выше уровень тревоги матери, тем выше уровень беспокойства у ребенка.

Ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он любим. Он чувствует себя неполноценным, если замечает, что нелюбим. Травмы раннего детства с трудом поддаются коррекции. Только настоящая терпимость в сочетании с твердостью способствует гармоничному развитию ребенка. Приучение к здравомыслию – задача родителей. Воспитание – прививание полезных привычек, необходимых ему в жизни. Эмоциональный контакт с ребенком способствует взаимопониманию и его уверенности в себе. Проявляйте понимание, сохраняйте связь и теплые, доверительные отношения со своим ребенком!
 

Врач-психотерапевт
Детская поликлиника Литфонда





Статья подготовлена специально для medef.ru, клиника "Детская поликлиника Литфонда"

Врачи по Неврология

doctorshurgin
Шургин Андрей Владимирович
врач
Egorova
Егорова Зинаида Александровна
nevrologsochi
Ильиных Максим Андреевич
Natasb
Сбитнева Наталья Георгиевна
neiro1982
Мерзляков Денис Владимирович
кандидат филологических наук
все врачи по Неврология →
Авторизация
Восстановление пароля
Для того чтобы создавать сообщения, задавать вопросы и т.д., вы должны быть зарегистрированы. Если вы регистрировались, введите логин и пароль ниже. Если нет, пройдите несложную процедуру регистрации.