← свернуть обратно

Логопедическая работа при ринолалии и профилактика речевых нарушений при врождённых дефектах нёба.


Основной задачей, как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде является формирование звучания речи, т.е. формирование речи без носового оттенка. Как показывает опыт, такая направленность логопедического воздействия является доступной и выполнимой.

Уже в  дооперационном периоде возможно воспитание правильной артикуляции всех звуков и чёткого их звучания, хотя утечка воздуха через носовые отверстия имеет место в различной степени. Навыки ринолалика, приобретённые до операции, уживаются и после  операции, и тем самым облегчают дальнейшую работу и укорачивают её сроки.

 

Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии:


1. Принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное дыхание с ротовым выдохом.

2. Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с  формированием атикулем звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи.

3. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим  в логопедической работе необходимо формировать правильное произношение всех звуков речи заново. Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново.

4. Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной  гимнастики. Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука. Причём нужно следить, чтобы ребёнок выполнял указанное движение легко, без напряжения, так как напряжение может иррадиировать на другие группы мышц речевого аппарата. Итак, при проведении гимнастики артикуляционного аппарата, следует обращать внимание на то, что все тренируемые движения должны служить формированию определённых артикуляционных укладов речевых звуков.

6. При вызывании звука первоначально внимание ребёнка направляется на его  артикулему, не следует фиксировать внимание ребёнка на звуки с привлечением слухового контроля  для того, чтобы его старое привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. Ребёнок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично - родителями под руководством логопеда.

На первых 10-15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребёнок не получает заданий на дом. После того, как артикуляции окажутся закреплёнными, усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей. После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах, которые ребёнок произносит под контролем логопеда.

Объём речи на занятиях постепенно расширяется, усложняется до контекстной речи, а окончательные речевые навыки  закрепляются в форме диалога в новых для ребёнка условиях.  В основу работы положены занятия по формированию правильного речевого дыхания и одновременного построения правильных артикулем.
В это время в логопедической работе необходимо использовать зрительное восприятие,
кинестетический и слуховой контроль.
 



Врачи по Дефектология

19620209
Доможирова Ирина Анатольевна
Neiro
Мерзляков Денис Владимирович
Кандидат филологических наук
все врачи по Дефектология →
Авторизация
Восстановление пароля
Для того чтобы создавать сообщения, задавать вопросы и т.д., вы должны быть зарегистрированы. Если вы регистрировались, введите логин и пароль ниже. Если нет, пройдите несложную процедуру регистрации.