← свернуть обратно
Медицинские статьи: Педиатрия
Оглавление
Сновидение как явление душевной жизни ребёнка.

Сновидение как явление душевной жизни ребёнка.

С тех пор как человек впервые увидел сон и задумался о его природе, ему не дает покоя тайна этого явления.

Умозрительные представления о природе сна восходят к античности. Первое дошедшее до нас толкование сна датировано 500 годом до нашей эры.   Основателем психологического подхода к сновидениям является Аристотель. Свои взгляды на сновидения он изложил в работе «О сновидениях». 

«Сновидения – страсти души»,- писал Декарт в «Трактате о страстях души». Страсть – это то, чему мы подчиняемся, теряя рассудок. Акт понимания, наоборот, предполагает бодрствование и самообладание.   Идея о том, что сновидения – это реализация вытесненного желания – существовала задолго до Фрейда в тибетских и буддистских текстах, а также в сочинениях отцов церкви. Однако именно благодаря Фрейду 24 июня 1895 года возникла наука о сновидениях. Психоанализ и анализ снов способствуют проникновению в подсознание пациента и раскрытию истоков его недуга – ведь психоанализ пребывает на страже здоровья. Даже обсуждение сновидений обладает оздоравливающим эффектом.  

Психика человека – саморегулирующаяся система, стремящаяся к внутреннему равновесию, поэтому её деятельность  не прекращается ни днём, ни ночью. Внутреннее равновесие способствует свободной циркуляции энергии и активной жизнедеятельности. Слаженная работа сознания и подсознания – залог здоровья. Сознание контролирует работу подсознания днём, а ночью само отдаёт ему бразды правления. Преобразование и упорядочение накопленной информации способствует лучшему пониманию человека самого себя и своих переживаний.   Человек в основном видит сны о себе самом.

Сновидения – форма повседневной психотерапии, галлюцинаторное удовлетворение вытесненных желаний. Визуализация желаний способствует гармонизации психики. Присмотритесь к своим снам, и вы сможете лучше понять себя.

«Сновидение – проявление неповторимости человека, его истинного «я»», - писал французский  психолог Мишель Фуко.  Самой большой загадкой любого человека является он сам. И разгадать её ему помогают его сновидения.  

Сновидения обусловлены сложным взаимодействием лимбических, стволовых и неокортикальных образований с участием памяти и эмоций. Механизм сновидений запускается из так называемого варолиевого моста головного мозга.  

Интересный факт – электрическая активность мозга в состоянии сна близка, по интенсивности, к  активности мозга человека, пребывающего  в состоянии бодрствования.

Человек видит сны ещё до рождения. В канун рождения мозг ребёнка уже полностью сформирован. Ещё пребывая в утробе, ребёнок, через органы чувств матери, воспринимает информацию и интенсивно её перерабатывает. Об эмоциональности сновидений ребёнка можно судить по интенсивности его движений в предродовый период. Ведь ребёнок готовится к смене условий своего существования и приспособлению к ним. В связи с этим  резко повышается доля быстрой фазы сна, сопровождающейся сновидениями. Увеличивается также продолжительность сна. Доля быстрой фразы сна у новорожденных в первые сутки составляет 77% от суточной потребности в продолжительности сна. Для сравнения:  у дошкольников  доля быстрой фазы сна  составляет 30%, у школьников – 25%. Чем меньше возраст – тем больше сновидений видит ребенок на протяжении сна. По мере роста ребёнка интенсивность быстрого сна убывает. Взрослому человеку достаточно 20 – 25 % доли быстрой фазы в структуре его сна. 

Рождение – самое важное событие в жизни человека. Поэтому ранние переживания отличаются высокой интенсивностью. Не удивительно, что инфантильные переживания являются движущей силой сновидений, а сами сновидения предоставляют неограниченную возможность для возвращения в первичную ситуацию - ведь детские воспоминания  согревают душу. Когда человек испытывает трудности, он непроизвольно, в своих снах, возвращается в детство - это позволяет ему восстановить силы и душевное равновесие. Эмоциональную значимость раннего детского возраста переоценить трудно. Ведь в  этот период формируется матрица поведения, во многом определяющая его дальнейшую жизнь.

Человек рождается с врождённой чувствительностью к событиям, имеющим значение для его выживания. И если из пережитого делает неверный вывод и расходится с истиной, то воображение показывает ему в сновидении – где допущена ошибка, и к чему она ведёт, каковы возможны её последствия. Это помогает вовремя вносить коррективы и исправлять вкравшиеся ошибки. 

Детство - ключевой этап жизни человека. В этот период идет бурное развитие психики. Граница между реальным представлением о мире и фантазией еще расплывчата. Ребенок многое видит, но еще не многое понимает. Он может увидеть страшное в обычном предмете и, наоборот, не заметить очевидной опасности перед самим носом, недооценить ее значение. Зачастую он пугается собственных фантазий. Но, со временем его переживания обретают более четкие очертания, становятся узнаваемыми и понятными. Если этому способствуют обстоятельства его жизни, понимание и поддержка его близких.   Беспокойство ребенка-показатель неготовности его к адекватной реакции на сложившиеся обстоятельства. Недооценка собственных сил сопровождается переоценкой своих опасений. Психомоторное возбуждение детей раннего и дошкольного детского возраста обусловлено психотравмирующими ситуациями, возникающими в их жизни. Кроме того, малыши всегда чувствуют эмоции своих родителей. Тревожные родители сами передают свои страхи ребенку. 

Согласно статистике, лишь 17% женщин с появлением у них ребенка оказываются готовыми к материнству. У большинства же появление ребенка в их жизни вызывает тревогу и беспокойство. Беря на руки малыша, они торопятся побыстрее положить его обратно, опасаясь его уронить. Малыши же больше всего нуждаются в тактильном контакте. Ведь объятия матери и телесный контакт сопровождаются ощущением близости и защищенности. Неумелые мамы недодают   ребенку того, в чем он больше всего нуждается. Недостаток эмоциональной близости с матерью вызывает у ребенка беспокойство. Кошмарам подвержены дети, которым не хватает душевного тепла. Их около 40%. 

Кошмары служат защитным клапаном, позволяющим выпустить избыточное внутреннее напряжение, это своего рода стихийная психотерапия, они происходят в самой глубокой фазе сна. Ребенок в момент кошмара пребывает в состоянии выключенного сознания и утром ничего не помнит. Так что страшными они кажутся лишь со стороны. Со временем они исчерпаются и исчезнут. Справившись с проблемой во сне, ребенок легче преодолеет ее в реальности. Не следует утром о них напоминать ребенку и тем более задавать вопросы, сохраняйте спокойствие. Нельзя будить ребенка, а тем более предлагать ему попить, чтобы тем самым его успокоить – это лишь закрепит рефлекс. Следует проводить с ребенком больше времени на свежем воздухе, больше разговаривать о его проблемах и переживаниях. И чем больше ребенок устает, тем труднее ему переключиться и успокоиться, и тем более значим для него полноценный и достаточный по длительности досуг. Если ребенок чем-то обеспокоен и о чем-то тревожится – поговорите с ним. Как только он поймет, что нет оснований для беспокойства, страхи его исчезнут. Пораньше уложите его, а утром дайте поспать подольше, если есть такая возможность. 

Современный человек спит в среднем на час меньше, чем в прошлом веке. Пренебрежение сном чревато истощением нервной системы. Недосып в 2 часа негативно сказывается на здоровье, а сновидения помогают смягчить последствия недосыпа. Отсутствие сновидений – нарушение защитного механизма. При первых признаках нарушения сна необходимо обратиться к врачу. 

Детские желания во сне не искажаются, действительность во сне ребенка не символизируется, а предстает в истинном виде. Поэтому детские сны ярче и значительнее, чем сновидения взрослых. Во сне же раскручивается спираль будущего развития. Ребенком движут неосознаваемые чувства и желания, он остро нуждается в сочувствии и понимании, доброжелательном объяснении ему его поступков, в доверительных отношениях. Мир желаний ребенка неистощим – ведь реализуя свои желания ребенок растет и развивается. 

Мирослав Турчинец  

врач-психотерапевт высшей категории





Статья подготовлена специально для medef.ru, клиника "Детская поликлиника Литфонда"

Врачи по Педиатрия

DrNathalie
Васильева Наталья Рашидовна
MassageSPb
Леоненко Андрей Александрович
medicus
Черкасенко Игорь Леонтьевич
GalinaKazyanina
Казьянина Галина Николаевна
rajxan
Япарова Райхана Рафкатовна
все врачи по Педиатрия →
Авторизация
Восстановление пароля
Для того чтобы создавать сообщения, задавать вопросы и т.д., вы должны быть зарегистрированы. Если вы регистрировались, введите логин и пароль ниже. Если нет, пройдите несложную процедуру регистрации.