← свернуть обратно

Исправление речи у детей и подростков с врожденной расщелиной неба

Проблема устранения последствий врожденной расщелины неба включает исправление речи посредством оперативного лечения (уранопластика) и коррекционно-педагогической работы логопеда. Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии должна строиться с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции - уранопластики, влияния ограничения функций небно-глоточного аппарата на звукопроизношение и  голосообразование.

 

Задачи  и содержание коррекционной работы


Формирование фонетически правильной речи у детей, имеющих врожденную расщелину неба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:
1. Нормализация ротового выдоха, т. е. выработка длительной ротовой струи при всех звуков речи, кроме носовых
2. Выработка  правильной артикуляции всех звуков речи
3. Устранение назального оттенка голоса
4. Воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа
5. Нормализация просодической стороны речи
6. Автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении

 

Методические приемы


В соответствии с этими задачами дифференцируют методические приемы при соблюдении принципа индивидуального подхода.

1.  До операции:  работа над мышцами небно-глоточного затвора, работа над мышцами мягкого неба, развитие речевого дыхания 
2.  После операции: работа над активизацией мышц мягкого неба, выработка у ребенка новых кинестезий, работа над речевым дыханием
3.  Устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения
4.  Полная автоматизация новых навыков по произношению  звуков 

 

Категории больных, нуждающиеся в занятиях логопеда


1)  Не проходившие  дооперационной логопедической подготовки;
2)  Проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь;
3)  Прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий.

Большое значение имеет результативность операции - когда вновь созданное небо удовлетворяет и хирурга, и пациента,  все дефекты речи являются устранимыми.

 

Принципы составления плана работы логопеда по устранению нарушения речи при расщелине неба


Учитывая индивидуальные особенности  речевого развития, составляется план работы.
Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше – с трех лет. Занятия проводятся амбулаторно, не менее 3 - 4 раз в неделю.
На занятиях логопеда проводится работа по всем разделам. Особое значение имеет раздел дооперационный, так как основная цель дооперационных  занятий – не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи.
После операции, когда образуется небно-глоточный затвор, начинается коррекция звуков по индивидуальному плану с каждым ребенком или подростком. Проверяется уровень речевого развития, звукопроизношение, словарный состав речи, грамматический строй, а также фонематический слух ребенка.  

Таким образом, проблема устранения  последствий врожденной расщелины неба включает исправление речи в целом: и восстановление голоса, и восстановление всех звуков. Работа по исправлению звукопроизношения занимает длительный период времени. Подготовка и постановка звуков при ринолалии продолжается несколько месяцев, а в тяжелых случаях и более года. Тем не менее, тщательный подбор приемов коррекционно-педагогической работы позволяет  исправить звукопроизношение и голос у ринолалика.



Врачи по Дефектология

19620209
Доможирова Ирина Анатольевна
Neiro
Мерзляков Денис Владимирович
Кандидат филологических наук
все врачи по Дефектология →
Авторизация
Восстановление пароля
Для того чтобы создавать сообщения, задавать вопросы и т.д., вы должны быть зарегистрированы. Если вы регистрировались, введите логин и пароль ниже. Если нет, пройдите несложную процедуру регистрации.